Существует некоторая путаница в определении понятия "послушание". Все дело в том, что на базе одного и того же набора команд (сидеть, лежать, стоять и т.д. ), под общим названием "послушание", различные дрессировщики проводят в принципе различные курсы дрессировки (IPO, спортивная дрессировка, ОКД, выставочная дрессировка и т.д.). Под послушанием, к сожалению, большинство и дрессировщиков, и владельцев собак понимают знание собакой простого набора команд. При этом, владелец просто не понимает, а дрессировщик не поясняет, что в результате такой дрессировки собака будет выполнять команды или тогда , когда ей ничего не мешает (т.е. нет отвлекающих раздражителей), или тогда, когда она сама заинтересована в выполнении команды (лакомством или игрой). В критических ситуациях такая собака будет неуправляема. ( Погнавшись за кошкой , собака не вернется по команде к владельцу). Многие любители собак считают, что общий курс дрессировки (О,К,Д,), пройденный собакой на дрессировочной площадке решит проблемы, связанные с поведением их питомцев. Но этот курс дрессировки связан с формированием у собак условных рефлексов на определенные команды в условиях дрессировочной площадки, и только. Перенос полученных навыков с площадки на территорию проживания собаки становится делом самого владельца ( иногда невыполнимым ). Кроме того, этот курс не решает проблемы подчинения собаки своему владельцу. Поэтому никакой речи о настоящем послушании быть не может, если разговор идет об простом общем курсе дрессировки. О настоящем послушании можно говорить тогда, когда: 1. собаку одной командой можно заставить сделать что-либо такое, что собака делать не хочет.
2. собаку одной командой можно заставить отказаться делать что-либо такое, что собака очень сделать хочет.
Такое послушание это не просто рефлексы - это стойкие привычки самой собаки. Поэтому и технология обучения такому послушанию должна отличаться от той, что используется на дрессировочной площадке, при обучении ОКД. В чем же принципиальное отличие технологии выработки истинного послушания, от дрессировки в условиях дрессировочной площадки? Дело в том, что на площадке владелец собаки является для нее максимальным раздражителем, и все навыки собака формирует при условии, что владелец полностью владеет вниманием собаки. Далее, закрепление этих навыков происходит все при том же условии : владелец - максимальный раздражитель. Но в реальной жизни, когда владелец требует от собаки послушания, выработанного на дрессировочной площадке, все выглядит несколько иначе. Максимальным раздражителем на улице в любой момент может стать что угодно, только не хозяин собаки. И тогда для того, чтобы собака , побежавшая за кошкой , вернулась бы к владельцу по команде "ко мне", так хорошо усвоенной на площадке, необходимо чтобы владелец каким то чудом в глазах собаки стал раздражителем, который был бы сильнее убегающей кошки. А это практически не достижимо в момент уже начавшейся погони, для собаки, обученной на дрессиро-вочной площадке. Есть, правда еще один способ: подавать команду до того, как кошка станет максимальным раздражителем. Правда, для этого владельцу необходимо увидеть кошку раньше своей собаки. Интересный пример по этому поводу приводит Ганс-Иоахим Сваровски в своей книге "Воспитание собаки": "Один из наших друзей любил показывать нам, как его собака ложится, когда он поднимает ружье. Это был настоящий цирк. Конфуз произошел тогда, когда однажды из кустов выпрыгнул заяц. Охотник, в полной уверенности, что его собака падает, как громом пораженная, вскидывает ружье и вдруг видит, как его собака с громким лаем бежит за зайцем. "Да моя собака делала все правильно сто раз", - оправдывался он потом перед инструктором. В ответ он услышал: "Совершенно верно, но не при ста зайцах"".