Легко сказать, что следует еще в мелочах пресекать попытки собаки занять верхнюю ступеньку в иерархии, не всегда эти мелочи легко заметить. Несмотря на то, что почти общепринято считать первый рык первой попыткой неподчинения, начинается все гораздо раньше, с непослушания. Если вы когда-нибудь видели маленьких щенков-овчарок, наверняка у вас остались самые приятные впечатления. Невозможно не умиляться, глядя, как какой-нибудь трехмесячный малыш старательно выполняет команды, с радостью получая кусочек лакомства, или неуклюже бежит на зов хозяина, хлопая еще не твердо стоящими ушами и преданно глядя хозяину в глаза. Кажется, ну все, если он сейчас так все делает, к году, наверное, уже чемпионом станет. Но через некоторое время картина меняется. У подросшей собаки все чаще случаются приступы “внезапной глухоты”, с которых все и начинается.
Это, если так можно сказать, явление, можно наблюдать и у более взрослых, даже отдрессированных собак. Как правило “приступы” случаются, когда хозяин хочет подозвать свободно гуляющую собаку. Обычно сразу реагирующая, в этот раз собака продолжает как ни в чем не бывало что-нибудь нюхать или продолжает заниматься другими собачьими делами. Хозяин уверен, что просто подал команду недостаточно громко, поэтому через несколько секунд повторяет ее, уже гораздо громче. В этот раз собака реагирует, и хозяин просто забывает об этом случае. А между тем – это первый звоночек. Приступы “глухоты” могут повторяться время от времени, но каждый раз они незаметно, но неумолимо подрывают авторитет хозяина.
Для сомневающихся могу предложить опыт. Если ваша собака знает какие-нибудь команды, то, демонстративно взяв в руку кусочки колбасы или мячик, начинайте давать команды собаке. Непременное условие – чтобы собака была заинтересована в том, что вы ей даете. А теперь попробуйте давать команды все тише и тише, по-прежнему поощряя собаку. В конце концов, вы сами почти не будете слышать своих команд, а собака будет по-прежнему безошибочно их выполнять. А теперь для чистоты эксперимента попробуйте еще и не шевелить губами – и вы убедитесь, насколько собачий слух лучше человеческого. Теперь вы можете идти в цирк и демонстрировать “чтение мыслей на расстоянии”, но уже будете знать, что с вами цирковой трюк на прогулке с “потерей слуха” не пройдет.
Другая частая болезнь – “хочу в туалет”. Проявляется обычно тоже во время подзыва. После команды хозяина собака вспоминает, что ей срочно “надо по делам” и демонстративно удаляется к ближайшим кустам, где, и правда, справляет какую-нибудь нужду. Кажется, что тут схалтурить невозможно. Увы… И опять оказалось, что команда хозяина не выполнена, поскольку причина кажется уважительной. А с другой точки зрения, не важно каким способом, но произошло так, как хотела собака, а не хозяин.
К этой же группе “болезней” следует отнести “беспричинную задумчивость”. “Задумавшись”, собака может начать медленно влезать на диван или тянуть морду к колбасе, лежащей на столе. При этом если вы внимательно приглядитесь, то увидите неестественно скошенный в вашу сторону глаз, наблюдающей за вашей реакцией. Очень часто такие штуки проделываются именно в присутствии хозяина, чтобы проверить, не поменялись ли требования и запрещения, и нельзя ли уже поступать по собственному разумению, как и подобает вожаку. Если вы только посмеетсь над этим и не покажете, что сердитесь, собака преодолеет еще одну невидимую ступеньку. Между тем окрик, даже притворно-строгий, вызывает настолько явное облегчение на морде собаки, что не остается никакого сомнения, что собака рада, что вы не позволили уронить себя в ее глазах.
Я думаю, что почти каждый владелец наблюдал эти, и возможно, массу других подобных “симптомов”. Хитрость наших любимых собак поистине безгранична. Задача любящего хозяина – перехитрить свою собаку.
Не мытьем так катаньем.
Итак, это случилось. Первая попытка “мягкого переворота” произошла, и вы понимаете, что что-то надо сделать. Попробуем применить метод наших же собак – не важен способ, важен результат.
Например, случай глухоты. Тут опять же есть два стиля действий. Первый – применять длинные поводки, метательные цепочки и рогатки. Цель – показать собаке, что никуда она от вас все равно не денется. Второй – носить при себе что-то очень для собаки ценное – мяч, лакомство, пластиковую бутылку, шину и т.п. Цель – показать, что подходить выгодно и приятно. Лучше, конечно, применять второй стиль, как ни странно, он действует нисколько не хуже, чем первый. Вооружившись “приятными” вещами, почаще повторяйте проблемную команду. Поборовшись между противоречивыми желаниями не подойти и получить желанное из рук хозяина, собака все же подойдет. Несколько таких прогулок, и у собаки выработается стереотип: подходить выгодно. Возможно, с точки зрения собаки она заставляет вас давать ей лакомство, но на самом деле ей приходится каждый раз вести себя как подчиненному члену стаи, чтобы его получить.
На этом же принципе строится широко известный способ “укрощения” доминантных собак. Как известно, лежачее положение соответствует подчиненному положению особи. Вот почему часто доминантные собаки отказываются ложиться по команде. Можно, конечно, избить собаку и пригнуть ее в подчиненное положение (очень не советую даже пробовать), а можно некоторое время давать собаке лакомство, пусть даже не снимая намордника, держа руку все ниже, и ниже. Вскоре собака будет с удовольствием ложиться и есть лакомство, забыв, что еще недавно лежачее положение было для нее неприемлемым. И, незаметно, для себя собака станет принимать подчиненное положение по команде человека, которго она прежде ни во что не ставила.